Операционная система
Миссия Операционной системы ТМХ (TOS)
создавать транспорт, объединяющий людей, формирующий комфортный и безопасный мир.
Стратегия TOS
производство надёжного подвижного состава для максимального удовлетворения требований и ожиданий заказчиков, потребителей и заинтересованных сторон, создание достойных безопасных условий труда для сотрудников, повышение инвестиционной привлекательности для взаимовыгодного сотрудничества с партнерами.
мировых компаний
по проектированию,
производству и
сервисному обслуживанию
подвижного состава.
успеха, когда
- наша исполнительская дисциплина и финансовая устойчивость обеспечивают нам возможность роста в будущем;
- наши сотрудники начинают каждый день, четко осознавая стоящие перед ними цели, и заканчивают его с чувством выполненного долга;
- наши заказчики и поставщики дорожат отношениями с нами;
- наши акционеры получают максимальную прибыль от своих вложений.
История развития Операционной системы на ДМЗ
Первый опыт внедрения «бережливого производства» на Демиховском машиностроительном заводе был в 2010 году. До этого многие производственные проблемы решались годами, при этом использовались достаточно неэффективные схемы. Применение классических методов разбивались о стену непонимания, нежелания перемен со стороны исполнителей. Сильные привычки людей и устоявшиеся стереотипы не позволяли проводить серьёзные изменения. Любое нововведение вызывало ответное противодействие, в итоге некоторые улучшения сводились на нет, и всё возвращалось на первоначальный уровень.
Что было предпринято?
- Выбран один небольшой «пилотный» участок, расположенный обособленно.
- Установлены целевые показатели по четырем ключевым направлениям:
- снижение незавершенного производства;
- повышение производительности;
- повышение качества;
- сокращение производственных площадей.
На проведение работ отводился период в 6 недель. Участок был обеспечен постоянным административным ресурсом: ежедневно объект посещал один из руководителей завода. Генеральный директор принимал непосредственное участие в оценке текущего состояния и разработке новой схемы материального потока, а также контролировал ход выполнения работ. К решению вопросов на участке незамедлительно привлекались любые службы завода. В ходе работы сотрудники участка активно вовлекались в процесс перемен.
За отведенное время удалось достичь следующих показателей:
- снижение незавершенного производства на 30%;
- повышение производительности на 22%;
- повышение качества на 28%;
- сокращение производственных площадей на 20%;
- снижение уровня простоев на 51%;
- улучшены рабочие условия труда и общий уровень культуры производства.
Следующие 8 недель с целью контроля и развития достигнутого результата работа продолжалась в этом же цехе на другом участке. Работники цеха постепенно стали привыкать к новой обстановке, которая из консерваторов делала их реформаторами при внедрении новшеств. Среди заводов ТМХ, на которых началось внедрение инструментов бережливого производства, ДМЗ в 2011 году стал первым по развитию ОС. В течение нескольких лет предприятие шло к новым вершинам. За эти годы проведено обучение специалистов в области развития ОС и всех работников завода, в том числе вновь принятых на работу. Руководители и специалисты постоянно обмениваются опытом применения инструментов ОС среди предприятий ТМХ, а также занимаются изучением мировых практик.
Основными инструментами бережливого производства на первых этапах развития ОС стали: система организации рабочего места (5С), система визуального менеджмента, программа недельных улучшений (SWIP), быстрая переналадка (SMED), картирование потока создания потребительской ценности (КПСЦ). На сегодняшний день данные инструменты стали неотъемлемой частью в развитии ОС на предприятии.
Для достижения более высокого уровня развития ОС были изучены и внедрены такие инструменты решения проблем, как QRQC, PDCA, 8D, A3 и др. В процесс улучшений был вовлечен весь персонал завода – разработана система подачи и реализации предложений по улучшениям (ПпУ). С целью повышения производительности оборудования и сокращения простоев использованы инструменты: ТРМ, ОЕЕ, автоматизирован процесс анализа работы лимитирующего оборудования (СМПО). Дорожная карта – главный документ по развертыванию ОС. Соблюдение ее требований являлось и является приоритетным направлением развития предприятия в целом.
В связи с увеличением плана выпуска вагонов электропоездов в 2019-2020 гг. и поставленными целями по достижению КПЭ (ключевых показателей эффективности) по чистой прибыли, оборачиваемости средств и выручке при снижении накладных расходов и оптимизации всех производственных процессов перед ДМЗ была поставлена задача: в течение года запустить ритмичную работу основной сборочной линии вагонов электропоездов.
В вагоносборочном цехе была организована Эталонная линия сборки вагонов, на которой использованы практически все основные инструменты ОС. В существующих тенденциях применения цифровых технологий принципы и методологии инструментов были автоматизированы в программе 1С ERP в модуле УПТСЛ (управление производственно-технологическими эталонными линиями).
В рамках внедрения критериев Эталонной линии был создан Логистический центр – буферная зона хранения комплектации по принципу «супермаркета». Переработаны карты последовательности выполнения операций (ПВО), контроль выполнения которых теперь стал отслеживаться в программе 1С.
В 2021 году весь процесс создания вагона электропоезда стал более прозрачным и эффективным. Опыт использования инструментов развития ОС был распространен на поток создания потребительской ценности от сборки-сварки кузова вагона до испытательного передела.
Развертывание Операционной системы на ДМЗ сегодня
Операционная система ТМХ (TOS) является основой производственной деятельности и оптимизации бизнес-процессов и определяет подходы к работе, а также модели поведения.
Для развертывания операционной системы ТМХ на предприятиях используется Дорожная карта развертывания TOS, которая состоит из чек-листов по направлениям (менеджмент, подготовка производства, качество, производство, цепочка поставок, техническое развитие и охрана труда). С помощью Дорожной карты развертывания TOS определяется уровень зрелости предприятия по операционной системы ТМХ, а также определяются планы по повышению зрелости предприятия по TOS. Зрелость TOS измеряется в уровнях от 0 до 5, где 0 – это первоначальное положение, а 5 это максимальный уровень зрелости.
В настоящее время на ДМЗ организованы и успешно работают три Эталонных потока основных видов бизнеса предприятия: серийное производство вагонов электропоездов ЭП2ДМ, ЭП2Д и ЭП3Д, сборка моторной тележки и ремонтный поток (осуществление капитального ремонта вагонов электропоездов ЭП2Д и ЭД4М).
ДМЗ делится опытом развертывания Операционной системы не только с предприятиями, входящими в ТМХ, но и с производственными компаниями Московского и других регионов России. Гости ДМЗ при посещении производственной площадки предприятия отмечают высокий уровень культуры производства, универсальный парк высокопроизводительного оборудования, удобно организованные участки хранения и комплектации деталей и компонентов для поставки на основные сборочные Эталонные линии и высокую вовлеченность персонала в процесс улучшений условий труда и качества продукции.
Положительный опыт внедрения методов и инструментов ОС тиражируется и в административные подразделения и процессы предприятия. В планах на 2024 год – цифровизация процесса подачи предложений по улучшениям, что позволит каждому работнику участвовать в улучшении рабочих мест, условий труда, технологических и административных процессов быстро и удобно, используя при этом всего лишь свой смартфон.