RU / EN
+7 (496) 416-64-01

История завода

Начало большого пути

Проходная завода 1965г. Как все начиналось.jpg

Историю Демиховского машиностроительного завода принято отсчитывать с 1935 года, с решения Наркомата тяжелой промышленности СССР о создании чугунолитейного и механического завода в тресте «Оргхиммонтаж».

В мае 1935 г. в помещении единственного корпуса бывшей шелкоткацкой фабрики Ветровых в деревне Демихово был открыт небольшой завод по изготовлению химической аппаратуры. На предприятии работало около 100 человек. В одном корпусе (сейчас это т.н. «старое административное здание») размещались два цеха – механический и котельный. Основная продукция – простейшая аппаратура контейнерного типа, змеевики и другие запасные части для химической промышленности.

Затем завод перешел в ведение торфяной промышленности. На предприятии началась организация литейного производства чугуна. Под руководством начальника цеха М.Ф. Шапошникова и мастера Г.С. Лазарева выпуск чугунного литья достиг 300 тонн. На заводе изготавливались отливки для торфяной промышленности: затворы, молотки дробилок, вкладыши, буксы.

В 1940 г. завод переведен в подчинение Всесоюзному машиностроительному тресту по производству запасных частей и вспомогательного оборудования для электростанций и машин для торфопредприятий «Энерготорфмаш» Наркомата электростанций СССР. Численность рабочих – 338 человек. Основная продукция – тендерные баки для паровозов узкой колеи, двухбарабанные лебедки, грейферы, дробилки, гидромассомеры, запасные части для электростанций и торфоуборочных машин.

ДМЗ в годы ВОВ

Упереходящего красного знамени 1943г. ДМЗ в годы ВОВ.jpg

С началом Великой Отечественной войны коллектив завода освоил несколько видов военной продукции, не останавливая производство ранее выпускаемой. Многие работники ушли на фронт или заявили о добровольном вступлении в народное ополчение. Мужчин на предприятии заменяли женщины, старики, подростки. Иногда люди не уходили со своих рабочих мест по несколько суток.

В октябре-ноябре 1941 г. основное оборудование завода эвакуировали на Урал. В конце декабря было получено распоряжение Совнаркома СССР о восстановлении предприятия. В марте 1942 г. завод изготовил первую после восстановления продукцию – контейнеры. В августе директором Демиховского завода был назначен В.Г. Зудин. Под его руководством коллектив предприятия сумел в кратчайший срок преодолеть трудности восстановления после эвакуации и возобновил выпуск продукции для торфяной промышленности.

Для нужд фронта завод освоил производство новых, военных заказов: головных частей снаряда для реактивной установки «Катюша», подвесных баков и стабилизаторов для боевых самолетов, бензоприцепов, корпусов снарядов и гильз для артиллерии.

В январе 1943 г. коллективу Демиховского завода было вручено переходящее Красное знамя ВЦСПС и Наркомата электростанций и премия в сумме 20 000 р. за победу во Всесоюзном социалистическом соревновании. В 1943 г. производство достигло довоенного уровня. За самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны группа работников завода была награждена орденами и медалями СССР.

Наш профиль - машиностроение

Сборка ТУМ-3 1948 г. Послевоенные годы.jpg

В послевоенные годы на предприятии развивалось производство узкоколейных вагонов для торфяной промышленности. В 1947 г. сконструирован торфовозный вагон типа «Хоппер», получивший наименование УМВ. Серийный выпуск таких вагонов начался с марта 1948 г. Освоено производство машин механизированной уборки кускового торфа ТУМ-3.

С 1949 года резко увеличились темпы роста объемов товарной продукции, выпуска чугунного литья. Группа технологов и конструкторов во главе с Ю.В. Грановским и Н.И. Поляковым создала конструкции пассажирского вагона ПВ-26, щеточного и плужного снегоочистителей. В этот период Демиховский завод определил свой профиль на многие годы вперед – основной специализацией предприятия стало транспортное машиностроение узкой колеи. Долгое время ДМЗ оставался единственным в стране производителем подвижного состава для узкоколейных железных дорог.

В 1951 г. началась реконструкция предприятия, построен корпус площадью 500 кв.м с первым электромостовым краном. Введены в эксплуатацию корпуса монтажно-сборочного (1952 г.), механосборочного (1954 г.) и литейного (1958 г.) цехов. К 1953 г. выпуск продукции вырос более чем в четыре раза., директором Демиховского завода стал А.А. Лопухин, под его руководством расширялись производственные площади, было закуплено большое количество нового оборудования. Значительно улучшились условия труда, повысилась культура производства.

В 50-е годы разработано и освоено около 20 моделей подвижного состава для узкоколейных железных дорог: вагоны для перевозки торфа; полувагоны-дозаторы; платформы грузоподъемностью 8 тонн; платформы-транспортеры; путепереукладчики; цистерны грузоподъемностью 10 тонн; пассажирские вагоны; мотодрезины четырех видов; плужные и щеточные снегоочистители; тепловозы, электровозы и электротепловозы.

Дрезина пожарная ПМД-2, 1956 г..jpg

В 60-е годы построены корпуса многих производственных цехов: 1961 г. – кузнечно-прессового, столярного, экспериментального; 1965 г. – монтажно-отделочного; 1968 г. – заготовительного. Вместе с ростом технической вооруженности увеличиваются объемы выпуска, растет коллектив завода.  

Ассортимент продукции продолжал расширяться, в производство был запущен ряд новых вагонов: торфовозные саморазгружающиеся вагоны; вагоны-столовые; вагоны-кинотеатры; вагоны для перевозки спецконтингента; цистерны грузоподъемностью 20 тонн; крытые вагоны; пассажирские автомотрисы. В 1969 году вагон-цистерна ВЦ-20 производства ДМЗ отмечена Государственным знаком качества. Это было первое изделие в Орехово-Зуевском районе, подтвердившее высшую категорию качества.

Непрерывный прогресс

В 1973 г. на заводе впервые начался выпуск подвижного состава колеи 1520 мм – четырехосных вагонов-самосвалов (думпкаров). В этом же году ДМЗ был удостоен звания «Предприятие высокой культуры производства и организации труда».

Ремонтный цех, 1970-е годы.jpg

В 70-х годах завод освоил производство следующих типов вагонов: вагоны-самосвалы колеи 1520 мм грузоподъемностью 60 тонн; узкоколейные вагоны-самосвалы; пассажирские вагоны колеи 900 мм; почтово-багажные вагоны колеи 900 мм; крытые вагоны колеи 900 мм; полувагоны колеи 900 мм; грузовые платформы колеи 900 мм; вагоны-сцепы для перевозки леса; безбортные грузовые платформы.

В конце 70-х начался период технического перевооружения и реконструкции предприятия, механизации и автоматизации вспомогательных работ. Внедрение современной техники и прогрессивных техпроцессов позволило получить значительный экономический эффект. В связи с этим коллектив изобретателей и рационализаторов предприятия был неоднократно отмечен почетными грамотами областных и районных организаций.

Заводские конструкторы постоянно работали над новыми видами продукции. В 80-х годах созданы и сданы в производство полувагоны для торфа с глухим кузовом; вагоны-самосвалы колеи 1000 мм; полувагоны-хопперы с дозирующим устройством; вагоны-сцепы для перевозки леса новой конструкции; платформы грузоподъемностью 23 тонны; пассажирские вагоны для перевозки рабочих бригад; модернизированные вагоны-столовые.

70-80-е гг. Орден Трудового Красного знамени.jpg

В 1985 г. завод отметил свое 50-летие. За большой вклад в развитие отечественного вагоностроения и успешное выполнение государственных планов ДМЗ награжден орденом Трудового Красного Знамени. В этом же году вагону-самосвалу 7ВС-60 колеи 1520 мм присвоена высшая категория качества.

В связи с сокращением добычи торфа значительно уменьшается выпуск вагонов узкой колеи. В конце 80-х основной продукцией предприятия стали вагоны-самосвалы для широкой колеи, доля которых в товарном выпуске достигла 63,4%. Часть думпкаров экспортировалась на Кубу и в Болгарию. Партия вагонов-самосвалов колеи 1000 мм была изготовлена для республики Вьетнам.

В связи с возросшим спросом на электропоезда в 1986 г. Совет Министров СССР обязал Минтяжмаш и Главмособлстрой обеспечить выполнение подрядных работ по созданию мощностей производства головных и прицепных вагонов электропоездов на Демиховском машиностроительном заводе. Моторные вагоны должен был поставлять Рижский вагоностроительный завод. С 1987 г. на территории завода началось строительство новых корпусов цехов, в которых планируется производить вагоны электропоездов. 

Родина российских электропоездов

Электропоезд постоянного тока ЭД2Т с рекуперативно-реостатным торможением, 1993 г..jpgВ связи с распадом СССР в 1992 г. Правительство приняло решение развернуть мощности по производству отечественных электропоездов пригородного сообщения на базе Демиховского машиностроительного завода. Перепрофилирование шло ударными темпами: расширялась территория, возводились новые цеха. Предприятие несколько раз посещал министр МПС Г.М. Фадеев, называвший строительство завода «делом национальной значимости».

28 декабря 1992 г. был изготовлен и принят заказчиком первый прицепной вагон электропоезда постоянного тока с базовым кузовом длиной 21,5 м, получивший обозначение ЭД (электропоезд демиховский). С 1993 г. завод приступил к серийному выпуску вагонов электропоездов. 

В августе 1993 г. был построен первый головной вагон. 30 октября 1993 г. на ДМЗ торжественно отметили рождение первого полносоставного российского электропоезда ЭД2Т-0001. В апреле 1994 г. завод выпустил первый моторный вагон электропоезда постоянного тока. В июле 1994 г. был изготовлен электропоезд ЭД2Т-0006 – первый поезд с вагонами только отечественного производства. Первый электропоезд ЭД9Т, предназначенный для эксплуатации на переменном токе, был построен в 1995 г.

Создатели первого э-поезда. Первые отечественные электропоезда.jpg

30 июня 1997 г. группе работников завода была присуждена премия Правительства России в области науки и техники «за создание и освоение производства пригородного электропоезда ЭД2Т с новым базовым вагоном длиной 21,5 м».

В соответствии с Федеральной программой «Разработка и производство пассажирского подвижного состава нового поколения» заводские специалисты начали работы по созданию моделей электропоездов, на которых россияне будут ездить в новом тысячелетии. На 850-летний юбилей столицы ДМЗ передал Москве в качестве подарка три новейших электропоезда ЭД4М с усовершенствованной конструкцией головного вагона и рядом технических инноваций. Весной 1998 г. Демиховский завод приступил к серийному выпуску ЭД4М.

Следующим шагом предприятия стало создание электропоездов повышенной комфортности постоянного тока ЭД4МК (для Московской железной дороги) и переменного тока ЭД9МК (для Восточно-Сибирской железной дороги). Главная особенность этих поездов – обновленная планировка и повышенная комфортабельность салонов. ЭД4МК и ЭД9МК формировались из вагонов 1-го, 2-го и 3-го классов.

Новый виток развития

Путин ВВ в электричке.jpg

В 2000 г. Демиховский машиностроительный завод посетил тогда еще и.о. Президента РФ – Владимир Владимирович Путин.

В 2001 г. в соответствии с реализацией программы ресурсосбережения на ДМЗ был построен энергосберегающий электропоезд – ЭД4Э. Основной идеей проекта «энергосберегающее электрооборудование» стало увеличение напряжения на тяговом двигателе, что позволило снизить общий расход электроэнергии на тягу на 25-30%.

В 2005 г. АО «Демиховский машиностроительный завод» вошло в состав АО «Трансмашхолдинг», крупнейшей компании в России в области разработки и производства подвижного состава для железных дорог и метрополитенов. На предприятии началось техническое перевооружение. Благодаря внедрению современного оборудования производительность труда возросла в несколько раз. В феврале 2005 г. АО «ДМЗ» впервые получило сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001.

ЭД 4МКМ АЭРО.jpgВ 2006 году ДМЗ выпустил электропоезд постоянного тока ЭД4МКМ повышенной комфортности. Вслед за ним, в 2007 году, вышла модификация ЭД4МКМ-АЭРО, предназначенная для интермодальных перевозок по маршруту вокзал – аэропорт. Главные отличительные черты этих поездов – новая лобовая часть обтекаемой формы, гладкий негофрированный кузов, наружные прислонно-сдвижные двери.

В 2006 году на Демиховском заводе разработали, сертифицировали и с 2010 года начали выпуск электропоездов переменного тока ЭД9Э с энергосберегающей схемой. Снижение затрат энергии на тягу позволило сократить число моторных вагонов в составе электропоезда и уменьшить эксплуатационные расходы.

В 2009 г. начался выпуск модернизированных электропоездов ЭД4М, предназначенных для тактового движения (через равные промежутки времени) по Московской железной дороге. Поезда изготавливались с учетом последних достижений в области конструирования интерьера салонов, ЭД4М стали еще более комфортабельными и безопасными.

Поезда по мировым стандартам

ЭД4М-0500 на выставке Экспо 1520, 2011 г..jpg

В 2011 г. в рамках выставки «Экспо-1520» Демиховский завод продемонстрировал секцию электропоезда ЭД4М №0500 с обновленным экстерьером, энергосберегающим комплектом электрооборудования и рядом технических усовершенствований. Подвижной состав получил положительные оценки специалистов. В этом же году предприятие освоило новый вид деятельности: изготовление колесных пар для вагонов метро 760 серии производства АО «Метровагонмаш».

В 2012 г. начался выпуск обновленных электропоездов ЭД9Э. На Демиховском заводе было организовано серийное производство узлов и деталей для эскалаторов, эксплуатирующихся на станциях московского метро, а также освоено изготовление моторных и немоторных колесных пар для рельсового автобуса РА-2.

В 2013 г. специалистами АО «ДМЗ» был сконструирован и построен электропоезд специальный ЭДС1Р для перевозки рабочих бригад. Подвижной состав такого типа впервые разрабатывался на Демиховском заводе. Новый электропоезд состоит из 2 вагонов, один из которых предназначен для хранения и транспортировки оборудования, а другой – для комфортного проезда ремонтных бригад до места работы. ДМЗ начал поставлять моторные тележки для подвижного состава железных дорог колеи 1520 и освоил капитальный ремонт рельсовых автобусов.

В начале 2014 г. велось строительство первого электропоезда ЭД9Э с обновленным дизайном лобовой части головного вагона для Казахстанских железных дорог. Модульная стеклопластиковая кабина аналогична кабине, устанавливаемой на ЭД4М №0500.

_DSC0456.JPG26 февраля губернатор Московской области А.Ю. Воробьев посетил Демиховский завод и принял участие в церемонии подписания контракта между АО «Центральная ППК» и АО «ДМЗ» на изготовление 26 новых электропоездов. За год в адрес АО «ЦППК» было поставлено 4 состава ЭД4М с вагонами 1 и 2 класса, 18 составов ЭД4М с вагонами 3 класса и 4 состава ЭД4М серии 0500 с вагонами 2 класса.

В 2014 году была завершена сертификация ЭДС1Р и переданы заказчику первые 2 состава. В декабре международный орган по сертификации DQS выдал АО «ДМЗ» сертификат соответствия СМК требованиям Международного стандарта железнодорожной промышленности IRIS.

В 2015 году на Демиховском машиностроительном заводе был разработан и построен электропоезд постоянного тока ЭП2Д, который заменил в серийном производстве модель ЭД4М. Новый электропоезд изготовлен в полном соответствии с техническим регламентом Таможенного союза России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении. 

ЭП2Д.jpg

ЭП2Д стал базовой технологической платформой для целой линейки российских электропоездов нового поколения. Конструкторы ДМЗ разработали по сути новую платформу, позволяющую создавать модификации для эксплуатации на любых маршрутах как с низким, так и с высоким пассажиропотоком. Впервые в СНГ электропоезд может включать в себя от 2-3 до 12 вагонов. Сертификация новой модели подвижного состава была завершена в 2016 году, после чего электропоезд был запущен в серийное производство.

На основе проверенных технических решений, реализованных в ЭП2Д, в 2016 году был разработан электропоезд ЭП3Д для участков железных дорог, электрифицированных переменным током. Первые четыре поезда ЭП3Д, построенные в конце 2016 – начале 2017 года, отправились на экспорт в Республику Казахстан.

ДМЗ постоянно осваивает новые направления деятельности. В 2017 г. на территории АО «ДМЗ» был сформирован центр компетенции по изготовлению и ремонту колесных пар для пассажирского рельсового транспорта. Центр постоянно развивается и наращивает производственные мощности. В период с 2017 по 2020 гг. для нужд центра компетенции по изготовлению колпар при поддержке Фонда развития промышленности РФ было закуплено 16 единиц нового оборудования. На сегодняшний день, после ввода в эксплуатацию всего приобретенного оборудования, ДМЗ может выпускать 5850 колесных пар нового формирования в год.

В 2019 году сварочное производство АО «ДМЗ» получило сертификат соответствия требованиям европейского стандарта EN 15085. Его наличие позволяет изготавливать сварные компоненты железнодорожной техники для европейских заказчиков. 

Также в 2019 году ДМЗ освоил ремонт колесных пар вагонов метро. В 2020 году на предприятии был организован новый участок по ремонту колесных пар метро, позволивший увеличить объем ремонта с 20 до 124 колесных пар в месяц.

Электропоезда ЭП2Д и ЭП3Д, являющиеся на сегодняшний день основной продукцией предприятия, не раз становились лауреатами престижных премий и конкурсов, среди которых «100 лучших товаров России», премии в области импортозамещения «Приоритет» и «Проектный лидер».

В 2019-2020 годах в цехе производства вагонов АО «ДМЗ» проведена реконструкция и внедрен модуль управления эталонной линией сборки вагонов. Реализованные мероприятия позволили уменьшить трудоемкость и увеличить производственные мощности по изготовлению моторвагонного подвижного состава до 500 вагонов в год.

Начиная с 2017 года предприятием освоена дополнительная компетенция – капитальный ремонт вагонов метро, а с 2018 года – капитальный ремонт вагонов электропоездов собственного производства серий ЭД4М, ЭД4МК. В 2020 году на ДМЗ организован новый участок по ремонту вагонов метро и электропоездов площадью 2400 кв м. На участке размещены пять ремонтных позиций и необходимое для капитального ремонта подвижного состава оборудование и оснастка. Благодаря проведенным работам мощности ремонтного направления ДМЗ увеличены со 100 до 200 вагонов сложного ремонта в год.